Философская проблема существенная для постпозитивизма это

Постпозитивизм — это общее название, которое используется в философии науки для обозначения множества методологических концепций, занявших место тех, которые следовали методам логического позитивизма. Возвещение нового направления было связано с выходом в 1963 г. Поппера "Логика научного открытия" и книги Куна "Структура научных революций" 1963. Постпозитивизм отличается значительным многообразием методологических принципов, которые подвергаются взаимной критике. Попперовский метод развития науки сложился в результате того, что позитивистский метод подхода к научным знаниям был подвергнут сомнению. Однако осталось еще множество вопросов. Находит ли попперовский подход подтверждение в истории науки? Как вообще рождается новое знание? Томас Кун 1922—1996 — один из лидеров историко-эволюционистского направления в философии науки. Другим представителем методологического фальсификационизма является Имре Лакатос Лакатош 1922— 1974. Он разрабатывал логико-нормативные реконструкции познавательных процессов, главным образом роста научного знания на основе тщательного изучения реальной эмпирической истории науки. Наука, как он считал, развивается путем непрерывной последовательности. Эта непрерывность вызвана нормативными правилами исследовательских программ, которые предписывают, какими путями должно следовать дальнейшее исследование положительная эвристикаа какие пути должны быть отвергнуты негативная эвристика. Прагматизм В спектре философских школ XX в. Многие традиционные проблемы философии, в том числе относящиеся к постижению бытия, познанию, методологии, социальной философии истолкованию человека, даны в этой школе в новом освещении. Американский философ Уильям Джеймс 1842—1910 стремился прежде всего сломать философская проблема существенная для постпозитивизма это аппарат традиционной философии, которая превратилась в элитарную академическую философская проблема существенная для постпозитивизма это. У этого мыслителя понятие "опыт" теряет значение низшей ступени философская проблема существенная для постпозитивизма это, которое закрепилось за рационалистической философией. Понятие "опыт" становится синонимом понятия "жизнь", всего "переживаемого" человеком. Он включает также и религиозную веру, превращая всю философию в учение о человеке; краеугольный камень этого учения — идея, утверждающая могущество его воли. Сам термин "рациональность" перестает именовать привилегированную область психического интерпретируется обыденно — как экономия, эффективность мышления или действия. Философия действия сродни психологии предпринимательства. Воля к вере, провозглашенная прагматизмом, ориентирует на преодоление самых трудных препятствий. Истина толкуется не умозрительно, не абстрактно, а как нечто, помогающее быстрее добраться до цели. Полезная, работающая идея воспринимается как откровение. Может быть, у нас грядет бум прагматизма? Философские ренессансы опираются на исторические аналогии, но не исчерпываются ими. Мода далеко не всегда приводит к эффекту возрождения той или иной духовной настроенности, создающей новую философскую ситуацию. Джеймс, оценивая прагматизм, сопоставлял его по значению с Реформацией. Однако новое учение не обнаружило в себе столь мощного переустроительного пафоса. Оно обеспечило существенный динамический сдвиг, но не переворот в сознании мыслящего человека. И все же самое время представить читателю Джеймса как выдающегося мыслителя XX в. Прагматизм как философское направление долгое время был у нас в тени. Слишком философская проблема существенная для постпозитивизма это просвечивала сквозь него пресловутая буржуазность. Она мешала отечественным историкам философии в полной мере раскрыть эвристическое богатство идей прагматизма. Прагматизм знаменовал собой философская проблема существенная для постпозитивизма это отвлеченного идеала знания, кризис рационализма интеллектуализма, возвращение к знанию, введенному в процесс жизни. Он отказался от интеллектуалистской гносеологии, от отвлеченно-рационалистических критериев знания, был вынужден задуматься над его жизненным оправданием. По мнению Чарлз Сандерс Пирса 1839—1914название нового философского течения связано с "прагматической верой" Канта. Немецкий философ в "Критике чистого разума" указывает, что человек может действовать во всеоружии разума не всегда. Бывают такие ситуации, когда он не располагает полными сведениями о той философская проблема существенная для постпозитивизма это, в которую вовлечен. Между тем он действует, ибо ориентиром его поведения оказывается вера, ведущая к цели. Веру, которую невозможно обосновать знанием, Кант называет "прагматической верой". Прагматисты прежде всего пытались решить некоторые гносеологические вопросы. Так, размышляя о назначении мышления и его функциях, Пирс различал два основных состояния сознания: сомнение и веру. Первое состояние характеризует нерешительность, неосведомленность, поиск вариативности. Вера же лишена этих характеристик. Она создает спокойный комфортный настрой души и отождествляется с готовностью действовать. Сегодняшние единомышленники Джеймса например, Рорти разрабатывают именно реформаторские аспекты его философии, и это свидетельствует о том, что прагматизмом была уловлена существенная философская тенденция, которая не могла не усиливаться со философская проблема существенная для постпозитивизма это — тенденция к разрыву со стереотипами, абсолютами, "духом серьезности" и непреклонной правоты. Главное, что, по мнению Рорти, характеризует современную эпоху, — это крах фундаментализма. Провал верификационной стратегии неопозитивистов не был частной неудачей одной из частных теорий. Он свидетельствовал о невозможности обоснования знания вообще, о том, что платоновско-дскартовско-кантовская традиция руководствовалась мифом — верила в Истину. Современный прагматизм философская проблема существенная для постпозитивизма это отвергать обвинение, предъявляемое ему почитателями разнообразных абсолютов: это, мол, точная копия приземленной американской мечты философская проблема существенная для постпозитивизма это материальном благополучии и успехе дел. Напротив, утверждает профессор Дж. Мак-Дермотт, издатель многих трудов Джеймса, если хрупкая человеческая культура будет напряженно стремиться в будущее по узкой тропе восхождения к материальному философская проблема существенная для постпозитивизма это, то она утратит все свои отличительные черты и скоро погибнет. Кратковременность индивидуального существования может преодолеваться только жизнью "вширь" — самовыражением человека в разнообразных областях и всесторонним познанием нашего прошлого, других культур, языков, литератур, искусств и спекулятивных наук. Мотивы человеческой деятельности разнообразны и могут противоречить друг другу. Чувства подсказывают одно, разум — другое. Джеймса часто критиковали за волюнтаризм его метода. Но напомним, что он превозносил именно добрую, созидательную волю. Формулу "инстинкт руководит, интеллект следует" можно считать его убеждением, но только в том самом философская проблема существенная для постпозитивизма это смысле, в соответствии с которым, даже когда вы выбираете рационалистическое мировоззрение, за это ответственны ваши психологические особенности, в частности бессознательное предпочтение всего строгого и наукообразного. Проблемой понимания истины занимался также Именно он ввел в философию понятие прагматизма. Его считают отцом научной философии США. По его мнению, для того, чтобы определить значение понятий рассудка, необходимо рассмотреть, какие практические следствия выводятся с необходимостью из истинности понятия. Сумма этих следствий и определяет значение понятия. Пирс признавал значение категории истины для теории познания, но при этом полагал, что истина — это согласие абстрактного утверждения с идеальным пределом, к которому бесконечное исследование привело бы мнения ученых. Этот идеальный предел недостижим в любом конечном исследовании. Абсолютная истина выступает "регулятивной идеей", истинность же данного положения определяется, скорее всего, общим согласием ученого. Американский ученый Джон Дьюи 1859—1952 придал прагматизму характерные американские особенности. Он считал, что действительное познание достигается лишь естественно-научными методами. Трансцендентное не имеет реальности. Человек начинает мыслить только тогда, когда ему приходится преодолевать жизненные трудности. Идея — это продукт и функция опыта. Она имеет ценность, лишь когда обладает практической пользой.

Похожие документы
Карта сайта
Овуляция признаки выделения
Характеристики авто тойота
Стихи на немецком языке weihnachten длинные

Комментарии
  • Такая модель взаимодействия науки и техники получила название линейной. Часть из них при детальном раскрытии их содержания оказывается результатом эмпирических обобщений.